Придуманный Илоном Маском Hyperloop впервые испытали с людьми на борту

8 ноября 2020 года скоростной вакуумный поезд Hyperloop, созданный Илоном Маском, успешно прошел очередной этап испытаний. В этот раз проверяли не только способность поезда будущего развивать все большую скорость, но и то, как будут чувствовать себя в нем пассажиры. До этого прототипы поезда разгонялись без пассажиров: в 2016 году удалось довести скорость Hyperloop до 160-180 км/ч, а в 2017 — до 310 км/ч.

Проект вакуумного поезда — точнее, транспортного средства, которое передвигается по системе герметичных труб, где давление воздуха уменьшено до 0,1% от нормального — не новинка. На практике увеличение скорости пассажирских поездов за счет снижения силы трения используют в Японии (технология JR-Maglev) и в Китае. Правда, ограниченно. И на открытом воздухе: ни о каком вакууме и просто пониженном давлении речи не идет. Зато такие поезда буквально висят над путями за счет так называемой магнитной левитации: поезд просто висит в воздухе.

Идея Илона Маска состоит в том, чтобы соединить две отработанные технологии: магнитной левитации и уменьшения почти до нуля сопротивления воздуха на пути от точки А в точку Б. То есть, запустить левитирующий поезд по герметичной трассе, в которой практически нет воздуха. Изобретатель озвучил концепцию в 2012 году. А в 2013 уже были готовы расчеты проекта: Маск выложил их в открытый доступ, приглашая всех желающих попробовать реализовать идею. За дело взялась компания Virgin Hyperloop (первое название — Hyperloop One) — стартап, созданный в 2014 году. На создание первого прототипа ушло всего два года. Это был, разумеется, не вакуумный поезд, а всего лишь тележка, которую получилось разогнать до 180 км/ч. Более совершенный прототип перешагнул барьер в 300 км/ч. Но все это на открытом воздухе.
hyperloop

Вакуумный поезд или даже капсула, да еще с пассажирами — следующий шаг в разработке проекта, который, по мысли создателей, должен заменить и традиционные поезда, и самолеты.

Испытания с живыми пассажирами

На этот раз модель поезда — специальная двухместная капсула. Она движется в герметичном тоннеле, подвешенная над магнитной подушкой. Нет не только трения о рельсы, но и сопротивления воздуха: в герметичной трубе поддерживается форвакуум, поэтому и сопротивление воздуха движению капсулы практически равно нулю. В этих условиях прототип с живыми пассажирами удалось разогнать только до 172 км/ч. Теоретически скорость может быть в разы выше: расчеты показывают, что сверхскоростной вакуумный поезд способен двигаться на 1223 км/ч или 339,72 метров в секунду.

hyperloop

Скептики считают, что для человека такие скорости опасны, поскольку перегрузки в моменты остановки и старта поезда превысят 2 g, тогда более-менее комфортный показатель — не более 1,5 g. Оптимисты же уверены, что производитель сможет снизить их до комфортных 1,3 g. В числе оптимистов и топ-менеджеры компании Virgin Hyperloop: Джош Гигель и Сара Лучиан. Именно они испытали прототип поезда — когда пробная поездка закончилась, никаких негативных эффектов от небольшой перегрузки они точно не испытывали.