Как связь пришла в библиотеку: от пневмопочты в теории до пневмопочты в «Ленинке»

5 июля, 2022

У пневматической почты долгая история. И на каждом этапе она сохранялась и развивалась благодаря тому, что решала вполне конкретные практические задачи. Однако вплоть до XIX века все ограничивалось только теоретическими выкладками да немногочисленными опытами физиков:

  • в эпоху античности, в Греции, за век-полтора до нашей эры, был создан труд «Пневматика». Греческий ученый Герон Александрийский в нем описал основные принципы и механизмы совместной работы воздушных насосов, магистралей, соединенных с ними емкостей и даже некоторых механизмов, которые могли бы работать за счет силы движущегося воздуха в трубах;
  • много позже, уже в середине века, французский ученый-физик Дени Папен описал, как может работать пневматическая транспортная магистраль, отметив, что закупоренный в специальный патрон груз может быть любым — в том числе и письмом или другим документом;
  • веком позже, в Австрии, теоретические выкладки и опыты Папена получили практическое применение: пневматическая труба использовалась наблюдателями на колокольне собора Святого Стефана, который следил за пожарной обстановкой в городе. Для передачи сообщений о пожаре курьеру, который находился в сторожке у собора и установили пневматическую трубу.

Труды и изобретения Герона Александрийского использовались и его соотечественниками, но важнее, что выкладки греческого ученого послужили основой для работ физиков и инженеров намного позднее. Фактически, именно ему мы обязаны названием пневмопочты — слово это происходит от греческого «пневматикос» или «воздушный». Этот термин использовал в своем труде ученый, принцип воздушной силы или силы искусственного ветра работали, по большей части в теории, многие механизмы, которые он описал.

Научная деятельность Дени Папена тоже оказалась со временем востребованной: в начале XX века из 1 тыс. километров пневматических магистралей во всем мире 40% приходилось на Францию — родину ученого. И это несмотря на то, что законодателями мод в деле развития пневмопочты были Великобритания и Германия.

Ранняя пневмопочта и ее виды

Воздушная магистраль в соборе Святого Стефана — это пример внутренней пневмопочты. То есть системы, которая не выходит за пределы здания. Со временем, по мере роста потребностей в быстрой доставке документов и другой корреспонденции, внутренние системы пневмопочты стали вырастать и развиваться во внешние. Но не везде. В России, например, потребности были, а возможностей — не было: воздушные трассы плохо работали на холоде, поскольку давление в магистралях падало. Поэтому внутренняя пневмопочта исправно служила в зданиях почтамтов даже в начале XX века: как, например, в «Механизированном дворце» здания Центрального почтамта в Москве, на Тверской.

В Европе и США к этому времени активно развивались внешние пневмопочты:

  • в 1854 году патентованная система для передачи телеграмм и писем Джосайи Латимера Кларка соединила фондовую биржу и центральный телеграф в Лондоне — 200 метров первой пневматической магистрали груз преодолевал меньше чем за минуту;
  • в 1861 году британский «стартап» Pneumatic Despatch Company создал демонстрационную модель пневматической дороги, а затем внешняя пневмопочта появилась сначала в Берлине (в 1865 году), а годом позже и в Париже, несколько позже технология проектирования и производства пневматических магистралей приехала и за океан, где первыми эксплуатантами стали США и Бразилия;
  • в Германии начала XX века с помощью пневматической почты передавались миллионы писем — только за 1913 год их количество составило 12 млн.
Германия стала центром развития систем пневматической передачи корреспонденции еще в середине XIX века: во многом благодаря протекции имперского генерал-почтмейстера Генриха фон Стефана.

Одним из вариантов внешней системы пневмопочты стала пневмопочта подземная. Ее создатель — англичанин Роуленд Хилл. Он же, кстати, ввел в оборот почтовые марки: так называемые «черные пенни», которые произвели настоящую революцию в почтовом деле и в индустрии отправки корреспонденции. Со временем специальные марки появились и у корреспонденции, которую транспортировали с помощью пневмопочты. Почтовые службы всячески поддерживали особый статус этого способа отправки писем и посылок: к маркам добавились особые конверты, штемпели на конверты ставились тоже отличные от обычных.

СССР: пневмопочта в главной библиотеке страны

Шедевром пневмопочтостроительства в нашей стране стала система магистралей в Государственной библиотеке имени Ленина в Москве. Проект, который был призван соединить пневмотранспортными магистралями все корпуса библиотеки был реализован в 1975 году. Строительство пневмопочты велось в два этапа. Интересно, что система была штучной — и размеры труб, и габариты приемных станций, и габариты транспортных патронов (капсул) были оригинальными, все элементы системы изготавливались с нуля. Это затягивало строительство и пусконаладку, но и на качестве сказалось самым положительным образом.

Приемные станции, как важная часть системы пневмопочты, проектировались в Прибалтике. Причем сначала были созданы деревянные, полностью работоспособные макеты, которые, после испытаний, были заменены металлическими копиями. Вместо пластика для труб использовался дорогой алюминий, а вот капсулы были как раз из прочного полимера.

В самом упрощенном виде схема пневмопочты предполагала соединение магистралями дом Пашкова, главный корпус библиотеки и центральное хранилище. Со временем Пашков дом был отключен от пневмомагистралей. Однако пневматическая почта почти в первозданном виде работает в «Ленинке» и сейчас — разве что ее несколько модернизировали.

Кроме библиотеки имени Ленина пневмопочта используется и в других крупных библиотеках: фактически в каждой областной библиотечной системе применяют удобную и быструю транспортировку книг и формуляров на основе пневматических магистралей.