Пневматический транспорт прошлого
Мало кто знает, что пневмопочта до того, как стала выполнять общепризнанные функции по передаче биоматериалов, компонентов, инструментов, документов была объектом изучения физиков и бизнесменов всего мира. Искали новые транспортные решения для человека.
Первая реализация «человеческого» пневмотранспорта
Дублин и его пригороды вписаны в историю развития мирового научно-технического прогресса по разным причинам. Одна из них – первая поездка 200 пассажиров в поезде «атмосферной железной дороги» в 1840г.. Изобретатели Джейкоб Самуда и Сэмюэль Клегг решили, что длина экспериментального путевого трубопровода, располагавшегося по задумке между рельс, составит 3 километра. Специальный поршень расположили под вагоном и поместили в разрез трубы, который для герметичности на всем протяжении был закрыт медвежьей кожей. Разность давления впереди поршня и позади его приводило к движению вагона. Насос, мощностью 16 лошадиных сил, работал только с одной стороны системы: к пункту назначения поезд передвигался в сторону возвышения, а возвращался – под уклон.
Интерес к работе «атмосферной железной дороги» появившись внезапно, - также внезапно угас. Постоянная разгерметизация поршня из-за вечного нарушения целостности клапана в трубопроводе привели к внезапным остановкам и неработоспособности системы. Проект был закрыт, просуществовав 10 лет.
Альтернатива лондонскому метро
В 1859 году Томас Уэбстер Раммел и Джозая Латимер Кларк сенсационно заявили о проекте метро в трубе в центре Лондона. Испытание системы в 1861г. наделало много шума в британской прессе, т.к. надежды у публики на то, что человек сможет перемещаться, да еще и со скоростью от 40 до 60 миль в час не было. Мощность передвижения в металлической трубе обеспечивала паровая машина в 30 лошадиных сил с вентилятором, диаметром 21 фут. Для транспортировки была создана и использована капсула весом 3 тонны. Не смотря на негативное освещение в прессе, демонстрация системы прошла успешна, но оборудование было неустойчиво к выполнению цикличной работы и требовало постоянной настройки и ремонта. К тому же, проект пневмометро совсем не понравился приверженцам идеи обычного метро, которое открылось в Лондоне через 2 года после описанных испытаний.
Посылка из трубы
Следующий, оставшийся в исторической памяти, проект пневмосистемы был связан с созданием в 60х годах 19 века London Pneumatic Despatch Company, которая построила железнодорожный тоннель, высотой 120 см между почтовыми отделениями Лондона. Капсула, перевозящая до 35 мешков почты, могла совершать путешествие между терминалами за 1 минуту. В день совершалось не менее 13 поездок и это было оправдано экономически. Для привлечения больших инвестиций в проект 10 октября 1865 года по новой ветке пневмосистемы совершила перемещение компания высокопоставленных особ вместе с известным британским военачальником того времени — Ричардом Темпл-Гренвиллом. Демонстрация успеха позволила построить новую полукилометровую пневмолинию, соединяющую Холборн и Юстон. А в 1869г. был отправлен сборный почтовый груз в центральное почтовое отделение Лондона на Ньюгейт Стрит. Предполагалось, что коммерческое предприятие по устройству одной из первых систем пневмопочты будет зарабатывать на услугах доставки посылок до почтовых отделений, но увы, этого не случилось, так как скорость перемещения пневмотележек была по-прежнему невелика, кроме того, капсулы с грузом постоянно застревали. В 1874 английская почтовая служба полностью отказалась от проекта пневмодоставки, а годом позже — London Pneumatic Despatch Company прекратила свою работу. Оригинальные транспортные средства, выполненные для перемещения грузов почты Великобритании в 19 веке — сохранены и их можно увидеть в Лондонском музее и в Национальном железнодорожном музее в Йорке.
Европейская пневмопочтовая лихорадка
Начиная с 20 века технологии пневмопередачи начали будоражить умы всех инженеров Европы и Америки. Изучив существующий опыт и выполнив несколько дополнительных экспериментов путевой трубопровод сузился в диаметре и начал расти в длину. По металлическим трубам Парижа, Берлина, Вены, Праги, Чикаго, Нью-Йорка в металлических капсулах передавали срочные сообщения. Иногда вес депеш достигал 2,5 кг. Для того, чтобы капсула без проблем проходила весь путь в точке приема на трубу, ставили вентилятор, пассивное вращение которого служило датчиком работы пневмосистемы. Оператор увеличивал давление в трубопроводе в части линии, где выполнялась отправка, и уменьшал — в точке получения. Но если, все-таки, капсула не доходила до получателя, приходилось извлекать трубопровод, частенько проложенный в земле, и резать его в поисках пропажи. Распространение телефона, телеграфа и автомобилей потихоньку вытеснили работу такой пневмопочты. Оборудованию требовался выход на новый технологический уровень.
Эволюция пневматической почты
В зависимости от новой политико-экономической ситуации и развития НТП в мире пневмопочта находит новые направления для применения. Она занимает важные позиции на заводах и банках и чуть позже — в клиниках.
Большие территории заводов нуждались в перемещении инструментов и документов учета. Наладив использование такой системы, заводовладельцы экономили деньги на перемещении персонала и день за днем увеличивали выпуск своей продукции.
Проблема участившихся разбойных действий и воровства наличных средств в первой половине 20 века заставила банкиров в разных уголках земного шара рассмотреть перемещение денежных купюр в банках от касс до хранилищ по защищенной металлической трубе.
Врачи в разрастающихся клиниках в США в 1960х были не в состоянии уделять максимальное время каждому пациенту. И чтобы не страдало качество лечения в поддержку докторам пришла на помощь пневматическая система доставки биоматериала в лаборатории, расположенные в соседних корпусах. Ну а лекарства для пациента беспрепятственно могли подняться в капсуле прямо до кровати больного на нужный этаж.
Передача любого продукта по трубопроводу – не новая идея и всегда на весах экономические и экологические «за» и «против». В начале 21 века Ноэль Ходсон презентует жителям нашей планеты проект «Foodtubes» для более выгодной доставки товаров в больших городах. Он уверяет, что для лондонского района Кройдон, населением 52 000 человек и сотней супермаркетов, система, стоимостью 300 млн. долларов окупится за 5 лет. Ноэль подчеркивает: самое важное в реализации проекта — сокращение въезда в город грузового транспорта и улучшение экологической обстановки в столице Великобритании.
Развитие прогресса на втором десятке 21 века было дополнено заявлением американца Алона Маска, основателем SpaceX, Tesla Motors и SolarCity. Он предложил миру новую концепцию транспорта: Hyperloop. Эксперимент предлагается поставить между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом (550 км). Диаметр путевого трубопровода для сообщения – 2,2 метра. За счет нового технологического подхода по исключению трения, капсула с пассажирами должна двигаться внутри системы на скорости 1000 км/ч. Начало движения и торможение поезда по проекту будут выполнены с помощью линейных электродвигателей. Предполагаемое время перемещения капсулы между указанных станций составит менее 30 минут. Перенеся эти расчеты по движению пневмоэлектропоезда, задуманного Маском, на расстояние между Санкт-Петербургом и Москвой легко подсчитать, что поездка на поезде нового поколения составила бы 40 минут. И пусть это кажется невероятным для ученых и инженеров в наши дни, но помечтать о новых применениях пневмосистем в будущем совсем не вредно.