Роль пневматической транспортной системы в оптимизации экстренной лабораторной диагностики в стационаре
Без нормальной работы лаборатории функциональность стационара ограничена. Однако особенности планировки крупных медицинских объектов — в том числе СтОСМП, которые оказывают экстренную помощь — не всегда удобны для организации взаимодействия лабораторий и лечебных отделений. На законодательном уровне с проблемой борются, разрабатывая поправки к «Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».
Минздрав РФ обязывает медучреждения сделать все, чтобы лаборатории были максимально доступны. В результате стационары вынуждены содержать не одну лабораторию, а несколько, расположенных максимально близко к лечебным отделениям. Вместо одного комплекта оборудования, штатной команды диагностов медучреждение тратит деньги на несколько. Расходы на содержание увеличиваются. Другие способы справиться с проблемой тоже не лишены недостатков:
- использование медперсонал как курьеров — специалисты отвлекаются от прямых обязанностей, выпадают из рабочих процессов иногда на несколько десятков минут;
- эксплуатировать мобильные анализаторы — в 5-10 раз увеличивается себестоимость обработки проб.
Второй способ хоть и сокращает путь от взятия пробы до ее исследования, становится непосильным для медучреждения в случаях, когда пациентов много: расходы на обработку проб многократно возрастают.
Пневматические транспортные системы: самый короткий путь от взятия анализов до их обработки
Несколько десятилетий назад транспортировка анализов по системам пневматических трубопроводов была рискованной. В список проблем входили:
- повреждения образцов при движении на высокой скорости;
- потеря материалов для анализов по дороге — из-за разгерметизации контейнеров;
- ошибки в выборе правильного пути по пневматическим трассам — и трата времени на поиски нужной капсулы с материалом.
Сейчас эти проблемы решены. Используются прочные, герметичные контейнеры. Их конструкция позволяет надежно фиксировать образцы проб внутри. К капсулам добавляются современные вакутейнеры — проба доставляется во вдвойне герметичной упаковке.
Перед установкой пневматической системы ее структура и пропускная способность точно подгоняются под потребности стационара. Программное обеспечение позволяет доставлять пробы точно по адресу, управляя процессом транспортировки с помощью простых команд.
Насколько эффективна доставка проб пневматической транспортной системой, хорошо видно при сравнении частоты гемолиза в пробах, которые доставлены пневмосистемой и курьером. Применение пневматической транспортной системы не увеличивает частоту гемолиза в пробах: процент случаев, когда эритроциты в них разрушаются, не становится выше по сравнению с доставкой пробы до лаборатории сотрудником. А значит, статистически быстрая транспортировка пневматической системой не влияет на количество ошибочных результатов.
Эффективность и качество работы лаборатории становится еще выше, если транспортная пневматическая система дополнена электронным документооборотом. В этом случае сокращается не только время доставки пробы, но и скорость предоставления результатов анализов: нет нужды тратить драгоценные минуты на поход в лабораторию.
Эксперимент в ПСПбГМУ: как влияет способ транспортировки проб крови на точность анализа
На базе Первого Санкт-Петербургского Государственного Медицинского Университета был проведен эксперимент. Его цели состояли в том, чтобы определить:
- насколько способ доставки проб крови влияет на их качественные характеристики;
- как изменилось время от получения пробы крови до начала ее исследования.
В ходе эксперимента сравнили 20 проб, которые доставляли с места забора вручную, то есть курьером, с 20пробами, которые доставляли в лабораторию с помощью пневматической транспортной системы.
Для транспортировки проб в университете используется пневматическая система Swisslog. Скорость перемещения контейнера по маршруту составляет не более 3 м/с, а сам контейнер рассчитан на доставку материалов весом не более 1 500 гр. Пневматическая почта Swisslog управляется с помощью простого ПО, интерфейс русифицирован, поэтому проблем с точностью доставки нет: ни во время эксперимента, ни при штатной эксплуатации ошибок с определением адреса доставки не случалось.
Анализ проб проводили по нескольким показателям. Исследовались:
- свойства плазмы и форменные элементы;
- характеристики свертываемости;
- биохимические показатели.
Выяснилось, что способ транспортировки на точность анализа не влияет. Перемещение со скоростью 3 м/с в герметичном контейнере не повредило пробы, их характеристики остались такими же, как при доставке в лабораторию вручную. При этом скорость доставки значительно выросла. В среднем до инсталляции пневматической почты процедуры забора, доставки и обработки пробы занимали около 51 мин. После того как пневматическая система Swisslog была установлена — примерно 38 мин. Разница составила больше 20%.
Время от забора пробы до исследования непосредственно не замерялось. Средние показатели скорости забора, доставки и обработки определялись статистически. Для этого сравнили данные из лабораторной информационной системы для 100 проб, взятых до установки в Университете пневматической почты, и 100 проб, которые были обработаны после ее инсталляции. Информационная лабораторная система позволила сэкономить еще несколько минут: вместе пневмопочта и система электронного документооборота существенно повышают эффективность работы лаборатории.
Высокая скорость доставки проб — это не только удобство для специалистов лаборатории. Опосредованно связка «пневматическая почта-информационная система» позволяют:
- ускорить диагностику — время от забора до выгрузки результатов исследования сокращается;
- оптимизировать лечение за счет точного и своевременного диагноза;
- снизить нагрузку на медиков даже в ситуациях, когда пациенты поступают непрерывно.