Только на первый взгляд транспортировка по пневматическим магистралям кажется анахронизмом. Да, пневмопочта уже не выполняет функции, которые выполняла в Лондоне в 1870-х годах — не используется для доставки корреспонденции в почтовые отделения в городах-миллионниках. Она не конкурент электронной почте и почтовым авиаперевозкам. Однако там, где физическое перемещение грузов небольшого формата и веса необходимо и где у него просто нет альтернативы — у пневмопочты оказывается множество преимуществ.

Применение пневмопочты

В целом преимущества пневматических транспортных систем раскрываются в тех случаях, когда физическое перемещение грузов необходимо, а заменить пересылаемое цифровой копией невозможно. То есть — на отдельных объектах, локально, а также между объектами, которые расположены на небольшом расстоянии друг от друга. Особенно интенсивно используют пневмопочту:

  • в больницах — для перемещения проб для анализов из процедурных или приемных покоев в лаборатории;
  • в банках и других кредитно-финансовых учреждениях — для транспортировки наличных и документов;
  • в крупных магазинах — для отправки выручки с касс в бухгалтерию и разменных денег на кассы;
  • в архивах и госучреждениях — для пересылки оригиналов документов;
  • в химических производствах, на пищевых и сельхозпредприятиях;
  • в аэропортах, почтовых отделениях с помощью пневмопочты перемещаются письма, малогабаритные посылки.
Пневмопочта как наиболее эффективный инструмент для локальной транспортировки не просто не сдает позиции. Во многих отраслях наблюдается ее экспансия — выбор в пользу установки систем пневмопочты делают больницы, предприятия, банки и транспортные хабы. Распространение систем транспортировки этого типа обусловлено рядом преимуществ.

Преимущества систем пневмопочты

Среди плюсов использования пневмотранспортных систем:

  • высокая скорость доставки — она в разы выше, чем курьерская или конвейерная;
  • низкая стоимость транзакции — перемещение килограмма груза по пневматическим магистралям оказывается дешевле, чем оплата труда курьера или привлечение к транспортировке штатных сотрудников;
  • гибкость применения — особенность работы систем этого типа состоит в том, что они одинаково подходят и для инцидентной отправки, и для работы в условиях стабильного объема грузового трафика;
  • снижает нагрузку на персонал — особенно если речь идет о системах, которые укомплектованы станциями автоматической отправки и приема.

Развитие систем пневмопочты

Пневмопочта как решение для транспортировки постоянно развивается. Прогресс идет по пути все большей специализации систем и создания решений для работы в конкретных отраслях. Например, в медицине или сельском хозяйстве: для больниц важна возможность с заданными интервалами отправлять пробы в лабораторию или своевременно распределять лекарства из аптеки по сестринским постам. Это решение использовано в системах Swisslog OpenLog, а также TubeUnloader. А для сельхозпредприятий системы пневмопочты реализуют возможность непрерывной транспортировки сыпучих материалов (мука, зерно) к месту упаковки или обработки.

Другое направление развития — интеграция с системами обработки данных, логистическими аппаратно-программными комплексами. Примером могут служить Swisslog PTT — система, которая обеспечивает автоматизацию транспортировки лекарств в больницах.

Спрос на решения, в основе которых — пневмопочта — не снижается. Вероятно, в ближайшие десятилетия альтернативных решений для нее не появится. Зато будут разработаны узкоспециализированные, кастомные системы транспортировки.