Пневмопочта: вчера, сегодня, завтра

11 июля, 2022

Сначала «чудо техники», потом — локальный конкурент почтовым службам в городах, сегодня пневматическая почта кажется анахронизмом. В самом деле — имеет ли смысл отправлять бумажное письмо по пневматической магистрали другу на другом конце города, если проще позвонить или списаться в мессенджере? На первый взгляд — нет, не имеет. И вроде бы для работы пневмопочты в XX и XXI веке нет никаких предпосылок. Все не так просто — разберемся, почему пневмопочте уже почти 170 лет, и исчезать она не планирует.

Пневмопочта — не конкурент почтальона, а его помощник

Не имеет смыла сравнивать почтовую службу, которая использует курьеров, и пневматическую почту. У них совершенно разные задачи: они не конкуренты, а части одного глобального, в масштабах города или отдельной страны, механизма доставки грузов и сообщений. Даже сейчас пневматическая почта не справится с доставкой посылки из здания почтамта на пару десятков километров — это просто нецелесообразно. Зато обеспечить почти моментальную логистику посылок из сортировочного отдела в место выдачи почтальонам и курьерам — легко.

Преимущество пневмопочты — то есть способность в секунды доставлять физические грузы на десятки и сотни метров — актуально и сейчас, точно так же, как и в лондонском телеграфе в 1853 году, когда там заработала первая стометровая пневмомагистраль.

В крупных сортировочных центрах государственных почт пневматические магистрали работают и сейчас.

Пневмопочта — это доставка любых малогабаритных грузов на десятки и сотни метров

Если бы трубопроводы с воздуходувками могли доставлять только письма, то они бы давно исчезли. Но дело в том, что для магистрали со сжатым воздухом нет разницы, что перемещать — лишь бы это что-то было не слишком тяжелым и крупным. То есть там, где нужно перемещать не информацию, а физические объекты (пусть даже и носители информации), а расстояние не превышает сотен метров — ни локальная сеть, ни курьеры конкурентами пневмопочте не будут. Причем, как с точки зрения скорости, так и с позиций оценки стоимости транспортировки.

Пневмопочта успешно работает не только в крупных отделениях связи, но и в:

  • финансовых учреждениях — в банках, казначействах и на других объектах, где оперируют не только платежными поручениями или электронными переводами, но и купюрами и монетами;
  • в магазинах — перемещаются деньги (выручка), финансовые документы (ленты чеков);
  • в медицине — доставляются документы, перемещаются пробы для анализа;
  • в производствах — пневмопочта доставляет образцы продукции;
  • в библиотеках и учебных учреждениях — системы пневмомагистралей здесь имеют дело с бумажными носителями информации.

Пневмопочта — это очень современная конструкция

И конструкция, и система управления магистралями — продукт современной промышленности. Трубы магистралей изготовлены из ударопрочного пластика, воздуходувки, станции приема и стрелки управляются специальным программным обеспечением, «железо» которого комплектуется чипами, а за грузами можно следить с помощь датчиков и RFID-меток на транспортных капсулах.

Отработанный принцип перемещения с помощью сжатого воздуха, современные материалы и автоматизация управления позволяют применять пневмопочту даже там, где, кажется, нет места ничему архаичному. Например, в берлинской клинике Шарите — в медучреждении функционирует одна из самых крупных пневматических систем доставки (ее длина превышает 25 километров). Или в РГБ — самой крупной в России библиотеке: правда, основная часть пневмопочты была установлена здесь еще полвека назад. А в Праге пневматические магистрали работают, как и раньше, в качестве дополнения почтовой службы — сейчас пришедшие в негодность силовые агрегаты пражской почтовой пневматической сети восстанавливаются.